Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Главная » Новости » В лицее введена программа наставничества

В лицее введена программа наставничества

13.12.2017

В соответствии с Законом Воронежской области «Об общественных воспитателях несовершеннолетних», одобренным Министерством образования и науки РФ, в лицее создана группа наставников.

По информации районной службы по делам несовершеннолетних и защите их прав, восемь учеников разного возраста находятся в социально-опасном положении. За каждым из этих несовершеннолетних школьников закреплён наставник – общественный воспитатель.

В программе принимают участие опытные педагоги и сотрудники лицея, с которыми у детей налажен хороший доверительный контакт, с кем школьники могут поделиться тем, что их волнует.

Обязанности наставников выполняют некоторые классные руководители, заместитель директора лицея Наталья Саранцева и педагог-психолог лицея Любовь Чернявская.

Со стандартной программой наставничества можно ознакомиться ниже.

Методическая брошюра для детей и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации, принимающих участие в программах наставничества.

Содержание

  1. Кто такой наставник?
  2. Чем мне может быть полезен наставник?
  3. Как проходят встречи с наставником?
  4. Как работает программа наставничества?
  5. Мифы о наставничестве
  6. Правила участия в программе наставничества
  7. Что делать, если..?
  8. История Вероники и Юли
  9. Книги и фильмы о наставничестве

 

  1. 1.     Кто такой наставник?

Дорогой читатель! Скорее всего, ты уже сталкивался в своей жизни с волонтёрами и, может быть, даже не один раз. Они могли приезжать к вам в учреждение с праздниками, мастер-классами или просто зайти пообщаться. В этом пособии мы хотим рассказать тебе о таком виде волонтёрства, как наставничество. Чем наставник отличается от других волонтёров? Кто может им быть? Для чего тебе может быть полезен опыт общения с таким человеком? Мы постарались дать ответы на эти и многие другие вопросы в этом пособии.

 

Итак, начнем с того, что расскажем тебе, кто такой наставник.

В общепринятом смысле наставник – это человек, который обладает бóльшим, чем у подопечного, опытом в определенной сфере или в жизни в целом, и он готов этим опытом делиться и помогать другому в его развитии. Следовательно, основная роль наставника – это роль старшего друга. Наставником могут быть учитель, воспитатель, тренер, социальный работник, волонтёр или любой другой взрослый человек, который имеет авторитет в твоих глазах и которому ты доверяешь. Но в данном пособии мы уделим больше внимания именно волонтёру-наставнику.

Волонтёр-наставник:

ü открытый новому опыту; интересный; с широким кругозором; активный; общительный; добрый; умный;  креативный; позитивный; честный; справедливый; надёжный и ответственный.

А еще он:

ü интересный собеседник; всегда готов выслушать и поддержать; внимательный к проблемам другого человека; знает, как выходить из  спорных и трудных ситуаций; на него можно положиться; всегда выполняет свои обещания; готов поделиться своим опытом; имеет разнообразные хобби;

ü успешный и состоявшийся в какой-либо области; имеет интересных друзей и знакомых из разных сфер жизни; готов регулярно общаться.

И самое важное – ему очень интересно и важно общаться именно с тобой! Наставнику интересно узнать твой внутренний мир, твои хобби и увлечения, интересно узнать, что ты думаешь по поводу разных жизненных вопросов, отношений с разными людьми, отношения к жизни. Ты ему интересен как человек, с разных сторон. И также наставник всегда готов рассказать тебе о себе, о своем отношении к жизни, людям и ситуациям.

  1. 2.     Чем мне может быть полезен наставник?
  • Наставник может помочь расширить твои знания и представления о мире.
  • Наставник может заинтересовать тебя новым интересным занятием или хобби (например, научить монтировать видеоролики, стоять на баланс-борде, делать профессиональные фотографии, готовить сладости и разные другие вещи).
  • Наставник может быть для тебя интересным собеседником и человеком, с которым очень весело и интересно проводить время.
  • Наставник всегда готов внимательно и с пониманием тебя выслушивать, давать советы и помогать принимать решения.
  • Наставник помогает тебе обратить внимание на твои сильные стороны, на твои успехи, поддерживает тебя во всех начинаниях.
  • Наставник может помочь тебе разрешить различные конфликтные ситуации со сверстниками или другими взрослыми людьми. Он поможет тебе найти разные варианты решения этих проблем.
  • Наставник может помочь тебе ставить и достигать различные цели, но обязательно с учётом твоих сильных сторон.
  • Наставник может помочь тебе становиться лучше, способствовать твоему развитию (физическому, умственному и психологическому).
  • Наставник может помочь тебе посмотреть с иной точки зрения на различные ситуации, увидеть в них другую сторону. Поможет найти положительные моменты в сложных ситуациях, а также обратить внимание на те моменты, где стоит быть более внимательным и осторожным.
  • Наставник может помочь тебе в обучении (если ты этого хочешь), а также определиться с выбором дальнейшей профессии, колледжа или вуза.
  • Наставник может помочь тебе в решении различных вопросов сразу после выпуска. Может подсказать, к кому обратиться в той или иной ситуации, какие документы и куда нужно подавать, как платить за квартиру и решить другие насущные вопросы.

Наставник становится тебе старшим другом и товарищем, с которым можно поделиться своими переживаниями и посоветоваться в трудной ситуации. Другом, который всегда выслушает, поддержит и поможет словом или делом. Другом, который принимает тебя таким, какой ты есть, и не пытается насильно тебя переделать.

 

  1. 3.     Как проходят встречи с наставником?
  • Большинство встреч проходят в индивидуальном формате, то есть, каждый наставник общается со своим подопечным регулярно в течение времени, предусмотренного программой наставничества, что позволяет сформироваться особой связи наставника и подопечного.
  • Продолжительность участия в программе наставника и подопечного может быть разной. Это зависит от целей и задач конкретной программы и договоренностей с опекуном/родителем/директором учреждения. Минимальный срок участия может составлять полгода, однако обычно минимальный срок в большинстве программ наставничества – 1 год, при этом, если наставник и подопечный становятся друзьями, они могут продолжать общаться долгие годы.
  • Волонтёр-наставник обязуется лично встречаться с подопечным регулярно. Это может быть от 1 раза в неделю до 1 раза в месяц в зависимости от программы. Но между встречами всегда есть возможность общаться дистанционно – по телефону или в социальных сетях.
  • Продолжительность встречи чаще всего зависит от выбранного занятия, это могут быть 1,5–2 часа, а может быть целый день, около 8 часов.
  • Встречи могут проходить как на территории учреждения, так и за её пределами, но только по договорённости с директором учреждения (опекуном).

 

  1. 4.     Как обычно работает программа наставничества?
  • Программа наставничества является полностью добровольной как для тебя, так и для наставника. Это значит, что все участники программы наставничества сами захотели принять в ней участие.
  • Волонтер-наставник обязательно приходит от какой-либо благотворительной организации, которая сотрудничает с учреждением, или с согласия директора учреждения (или опекуна).
  • За каждым подопечным закрепляется один наставник, с которым он общается на протяжении запланированного программой времени. Также за каждым волонтёром закрепляется один подопечный.
  • В каждой программе наставничества кроме волонтёров-наставников есть кураторы или координаторы этого проекта. Ими могут быть сотрудник благотворительной организации, социальный работник или психолог в учреждении. Куратор/координатор – это тот человек, который договаривается со всеми участниками программы (сотрудниками учреждений, волонтёрами и подопечными) и делает так, чтобы всем было комфортно общаться друг с другом.

Программа наставничества – это целый серьезный проект, работа которого обеспечивается участием нескольких сторон. Программы наставничества чаще всего реализуются некоммерческими организациями, но также могут быть созданы на базе государственных учреждений. Как правило, в программе участвуют четыре стороны.

  1. Волонтёры, которые проходят длительную проверку: чаще всего участие предполагает интервью с психологом программы, сбор справок и рекомендательных писем и подготовительный тренинг. Поэтому все волонтёры подходят к своему участию серьезно, понимая свою ответственность в роли наставника.
  2. Помимо волонтёров, важную роль в программе играют опекуны (директор учреждения/приемная семья/родители) и специалисты учреждения, которые должны выразить готовность участвовать и способствовать продуктивному общению волонтёра и подопечного.

К участию в программе также обычно привлекаются воспитатель подопечного, психологи учреждения и другие значимые взрослые, которые окружают ребёнка. К примеру, это могут быть твой учитель в школе, куратор в колледже или тренер в спортивной секции.

Как правило, воспитатель, который знает тебя много лет, может подсказать волонтёру, в каком направлении наставник способен тебе помочь, какие цели вы можете поставить перед собой в вашем общении. А ты, в свою очередь, можешь посоветоваться с воспитателем и поделиться своими переживаниями по поводу наставника.

Школьный преподаватель способен подсказать волонтёру, с какими предметами у подопечного больше всего проблем и в чём помощь наставника может быть особенно актуальной.

В целом в программе принимают участие те сотрудники учреждения, с кем у подопечного налажен хороший доверительный контакт, с кем он может поделиться тем, что его волнует.

  1. Третья сторона в программе – это сам благотворительный фонд/некоммерческая организация и его представитель, куратор или координатор проекта, который его реализует.

Роль куратора/координатора очень важна при участии в программе наставничества. Во-первых, куратор общается с подопечными с целью понять, почему ребенок или подросток хочет принять участие в программе, определить его интересы и пожелания, а также для того, чтобы понять, с каким наставником ему было бы комфортно и интересно дружить. Также куратор общается с наставниками, чтобы определить их возможности, особенности характера и узнать их жизненный опыт. Во-вторых, бывают ситуации, когда возникают недопонимания или какие-либо проблемы со стороны наставника или воспитателей, сотрудников учреждения или даже с твоей стороны уже в процессе общения. И как раз в обязанности куратора входит помощь в разрешении различных конфликтных и спорных ситуаций. К нему всегда можно обратиться и поделиться своими мыслями и чувствами и в том случае, когда бывает трудно что-то сказать напрямую своему наставнику.

 

  1. Ну и, конечно, сами подопечные, которые тоже должны выразить своё желание и готовность регулярно общаться со своим наставником и быть открытыми к подобному новому опыту.

 

На схеме можно увидеть, из каких этапов состоит процесс старта программы наставничества в учреждении или семье.

 

  1. 5.     Мифы о наставничестве

Миф 1. Наставники получают деньги за то, что общаются с подопечными.

Волонтёрство само по себе не предполагает вознаграждения. Волонтёром-наставником становится только тот человек, который сам захотел принять участие в этой программе, подружиться с ребенком или подростком и узнать что-то новое для себя. Он не получает за это денег или каких-либо других льгот.

Миф 2. Наставники – это спонсоры. Они могут подарить все, что ты хочешь.

Главной целью наставничества является желание помочь подростку открыть для себя мир... Наставник хочет общаться со своим подопечным, помогать ему решать разные сложные ситуации, поддерживать во всех начинаниях, но точно не хочет быть «денежным мешком». Часто бывает, что правила программы запрещают наставникам дарить дорогие подарки своим подопечным. Это не значит, что наставник никогда ничего не дарит. В обычной жизни люди делают друг другу подарки на день рождения, Новый год или другие праздники. Эти отношения – не исключение. Иногда можно подарить друг другу небольшой сувенир как знак того, что этот человек тебе важен и дорог. Но подарки – это не цель, не стоит ждать подарков как дополнения к общению.

Миф 3. Наставник – это еще один учитель или воспитатель. Он будет учить меня жизни и давать советы, которые я не прошу.

Существует такой миф, что если наставник – это взрослый человек, то он обязательно будет учить жизни, отчитывать за ошибки и давать непрошенные советы. Но роль наставника в первую очередь – это роль товарища, старшего друга. А с друзьями мы всегда общаемся на равных. Мы можем указать на ошибки, если нас просят, можем дать хороший совет или просто выслушать своего товарища. То же самое происходит и в отношениях между наставником и подопечным. Разница только в том, что у наставника немного больше жизненного опыта и, возможно, он уже знает различные варианты решения ситуаций, с которыми ты столкнулся только что. И он готов поделиться с тобой этими решениями, если ты попросишь.

Миф 4. Наставник – взрослый человек, а значит, он вряд ли меня поймет и мне будет с ним скучно.

Насколько понимает или не понимает тебя другой человек, зависит не от возраста, а от желания понять. И это желание есть у всех наставников. При этом большинство из них активно используют социальные сети, различные гаджеты и в курсе последних событий и трендов. Даже если наставник не знает модных сейчас музыкальных групп или песен, не умеет кататься на лонгборде и никогда не играл в Майнкрафт, это совсем не значит, что вам будет скучно. Вы можете вместе обсуждать музыку, спорт, мечты и открывать для себя что-то новое.

Миф 5. Общение с наставником нужно только для развлечения.

Общение с наставником, помимо развлекательных прогулок, как правило, наполнено полезными занятиями (например, походами в интересные музеи, поиском колледжа), спортивными тренировками или другими занятиями, которые будут нужны и интересны именно вам. И при этом даже подготовку уроков можно сделать весьма интересным мероприятием.

Миф 6. Наставник может меня усыновить (взять под опеку).

Как правило, наставниками становятся те люди, которые по разным для себя причинам не готовы взять ребенка или подростка в семью, но при этом хотят оказать помощь и поддержку другим доступным для себя способом. Иногда бывает так, что сначала человек общается и дружит с подопечным, а после нескольких лет принимает решение забрать его в семью, но такое бывает очень редко, и не стоит на это рассчитывать.

Миф 7. Если я пожалуюсь своему наставнику на воспитателей/родителей/сверстников, то он сразу же сможет решить все конфликты.

Наставник – не волшебник, он не может взмахом руки решить все проблемы. Более того, он обязан согласовывать свои действия с воспитателем, директором или опекуном. Поэтому наставник может помочь тебе найти различные пути решения конфликтных ситуаций, поговорить с воспитателем или родителями и поддержать тебя в решении проблемы, но не решить её за тебя.

 

  1. Правила участия в программе наставничества

Для того чтобы программа наставничества работала хорошо и чтобы всем было комфортно договариваться друг с другом, для каждого участника существуют определенные правила. Они есть для наставника, опекуна (воспитателя), для кураторов программы и для подопечных.

Ниже разберем правила, которые должен соблюдать подопечный.

  1. Договориться проводить с наставником время, обозначенное в программе (1 раз в неделю, 2 раза в месяц и т. д.).
  2. Пробовать себя в новых видах деятельности с наставником.
  3. Не приводить своих друзей, братьев или сестер на встречи с наставником каждый раз. Наставник общается с подопечным один на один. Допускается, что наставник или подопечный может пригласить с собой друга/родственника, но только с согласия обеих сторон и не часто.
  4. Сообщать своему воспитателю о мероприятиях или формах деятельности с наставником. Не хранить секретов от своего воспитателя или куратора.
  5. Не рассчитывать на то, что наставник будет покупать подарки или возить на машине, оплачивать экскурсии, репетитора и др.
  6. Спрашивать своего наставника о возможности приезда к нему домой, если это предусмотрено программой. Если она/он согласится, то согласовать это с воспитателями и выбрать обоюдно удобное время для посещения.
  7. Поддерживать контакт с наставником, отвечая по возможности на его/её телефонные звонки.
  8. Если возникает проблема, немедленно сказать о ней куратору и воспитателю.
  9. 7.     Что делать, если..?

В этом разделе мы обсудим проблемные ситуации, с которыми сталкивались наши подопечные при участии в программе наставничества, и обязательно расскажем, что делать в этих ситуациях.

  1. 1.     Что делать, если после первой или нескольких встреч тебе не понравился внешний вид или характер наставника?

 

  • Первое, что нужно сделать, – это поделиться своими сомнениями с воспитателем и/или куратором. Важно рассказать ему, что конкретно тебе не нравится во внешнем виде или характере наставника.
  • Второе – важно понять, что за 1–2 встречи очень сложно узнать и понять характер человека. Наставник, как и ты, может переживать и стесняться и от этого быть более молчаливым и закрытым или, наоборот, слишком болтливым и шумным. Чтобы понять характер человека, с ним нужно пообщаться какое-то время, узнать друг друга.
  • Третье – бывает такое, что твои ожидания от наставника очень сильно отличаются от реального человека. Например, ты думаешь, что твоим наставником станет веселая и заводная студентка 20 лет, а тебя познакомили со взрослой женщиной 45 лет. Не спеши так быстро отказываться от общения с таким наставником, так как люди бывают очень разные и по-своему интересные. И вполне возможно, что человек с богатым жизненным опытом сможет дать больше поддержки и помощи, и с ней будет не менее интересно общаться, чем со студенткой.

 

  1. 2.     Что делать, если тебе не нравятся занятия, активности или темы разговоров, которые наставник предлагает на встречах?

 

  • В этом случае первым, с кем тебе стоит об этом поговорить, станет сам наставник. Не нужно стесняться или бояться того, что он обидится или будет читать нотации. Для наставника очень важно твое мнение при выборе активностей, поэтому важно сказать ему о том, что тебе не нравится или некомфортно.
  • Также будь готов к тому, чтобы предложить наставнику те занятия, темы или активности, которые были бы тебе интересны. Вместе вы сможете их обсудить и найти те варианты, которые будут подходящими для вас.
  • Если вдруг ты поговорил с наставником, а он не соглашается с тобой или возникли споры, то в данном случае стоит обратиться с этим вопросом к воспитателю и/или куратору программы.

 

  1. 3.     Что делать, если ты поссорился со своим наставником?

 

  • В любых отношениях бывают ссоры и конфликты, и отношения с наставником – не исключение. Важно то, что ваша история может закончиться конфликтом, а может выйти на новый уровень. Поэтому в любом случае о сложностях в отношениях нужно рассказать своему куратору (желательно подробно, чтобы он понимал, что послужило причиной конфликта) и уже вместе с куратором и наставником найти пути решения этого конфликта.
  • Если ссора оказалась не очень сильной, то свои переживания и обиды можно обсудить с самим наставником.

 

  1. 4.     Что делать, если твой наставник стал приезжать к тебе слишком редко, а ты хочешь общаться чаще?

 

  • В жизни наставника, как и любого человека, могут произойти неожиданные ситуации и обстоятельства, из-за которых у него остается меньше времени на общение с подопечным. Об этой ситуации важно рассказать куратору, чтобы он, в свою очередь, выяснил причины у наставника.
  • Если куратор узнает, что наставник не сумеет дальше продолжать участие в программе или сможет, но очень редко, то в этом случае куратор предложит тебе найти другого наставника, который способен приезжать чаще.
  • Даже если у тебя будет другой наставник в программе, то с предыдущим наставником ты всегда сможешь общаться дистанционно – по телефону или в социальных сетях. Поэтому выбор всегда остается за тобой.

 

  1. 5.     Что делать, если тебе нравится общаться с наставником друга/одноклассника больше, чем со своим?

 

  • В первую очередь нужно поговорить с куратором и своим наставником о том, почему тебе может быть скучно или некомфортно общаться, и найти пути решения этой проблемы.
  • Бывает так, что нам просто нравится другой человек, и в этом случае в рамках программы допустимо, что встречи могут проходить совместно с другими наставниками и подопечными, но не часто и обязательно с согласия всех сторон.

 

  1. 6.     Что делать, если ты или твой наставник хотите выйти из программы?

 

  • Как уже было сказано выше, в жизни любого человека могут произойти неожиданные изменения, от этого никто не застрахован. Чаще всего пары могут закрываться по причине переезда наставника в другой город или изменения рабочего графика, который больше не позволяет уделять много времени общению с подопечным. Также бывает, что изменяется количество свободного времени у подопечного или происходит смена места жительства (переезд в колледж, другой город и т. д.) либо переезд в семью. Эти обстоятельства приводят к тому, что в рамках программы наставник и волонтёр перестают общаться.
  • Бывает и такое, что причинами выхода из программы являются внутренние сомнения или противоречия наставника или ребенка, а также конфликтные ситуации. В данном случае куратор программы пытается разрешить эту ситуацию, но если одна или обе стороны скорее готовы выйти из программы, чем продолжить, то отношения можно завершить. Нужно подчеркнуть, что участие в программе добровольное, поэтому если ты хочешь выйти из программы, то вполне можешь это сделать. Важно только понимать,  будет ли это твоим решением или попыткой бегства от решения сложных ситуаций. Разобраться в своих мотивах могут помочь воспитатель или куратор.
  • Независимо от причин закрытия пары куратор программы предложит тебе и твоему наставнику сделать завершающую встречу, на которой вы сможете подвести итоги, вспомнить, что было хорошего, чего удалось достичь благодаря вашему общению. Можно договориться о дальнейшем формате общения, если он будет.

 

 

Что ты можешь вынести из участия в программе наставничества?

  • Новый интересный опыт.
  • Новые знания об окружающем тебя мире.
  • Радость общения с наставником.
  • Лучшее понимание себя и своих интересов.
  • Поддержку и помощь в реализации своих планов.

 

  1. 7.     История Вероники и Юли

Хотим поделиться с тобой историей дружбы с наставником, которую написала подопечная нашей программы – Вероника.

«Когда я попала в свой 24-й интернат, я сразу заметила, что практически у всех ребят есть старшая сестра или брат. Но было одно но – то были не родные братья и сестры. Чуть освоившись и вдоволь поговорив с одноклассниками на эту тему, я узнала о программе наставничества с громким и завлекающим названием «Старшие Братья Старшие Сестры». Сперва, честно сказать, я очень скептически относилась к ней. Никак не понимала, как можно породниться, впустить в свою жизнь какого-то постороннего человека... Как-то доверять ему, рассказывать свои проблемы, делиться впечатлениями... Но спустя время, переосмыслив все свои принципы и взгляды на программу, я все же решилась подойти к куратору Тане, которая периодически приезжала в интернат, и попросить, чтобы меня тоже взяли в программу, как и многих других ребят, и нашли мне Старшую Сестру.

И вот навстречу Юле, моей будущей Старшей Сестре, жутко стесняясь и наверняка сильно краснея от смущения, иду я, 13-летняя девочка, которая всю жизнь мечтала о старшей сестре или брате.

Я как человек стеснительный вообще не имела представления, о чем можно было говорить в тот момент с Юлей. Да и, собственно, как познакомиться-то?

Я рассказала ей о своих интересах, увлечениях, а моя будущая Сестра в свою очередь – о своих. Оказывается, передо мной сидела замечательная актриса, психолог и  любитель танцев. Одним словом, очень заводная, искрометная, с ярким огнем в груди, импульсивная девушка. А я... Полная Юле противоположность: тихая, рассудительная, стеснительная девочка.

Когда наше общение только зарождалось, куратор Таня заметила: «Это будет очень интересная пара».

Но благодаря появлению в моей жизни Юли многое поменялось. О заводной характер Сестры разбились многие мои принципы и стереотипы. Я обнаружила в себе место для чего-то совершенно нового, казавшегося раньше абсолютно неприемлемым или необъяснимым.

Встреча за встречей я все больше открывалась и проникалась к своей уже Сестре теплом и доверием. Благодаря удивительнейшей профессии Юли и ее неимоверным знаниям в этой области меня стали интересовать психология, люди. С каждой встречей я узнавала что-то новое, старалась применять знания в общении с окружающими, друзьями.

Возможно даже, что я как-то изменилась за все время, пока мы общаемся. Я стала более доверчивой, открытой к людям. Научилась худо-бедно перебарывать свое стеснение, стала больше разбираться в себе. И все благодаря Юле.

У меня появился человек, на которого я могу опереться в трудную минуту, с которым могу поделиться чем-то сокровенным и наболевшим. Она мне в какой-то момент – лучшая подруга, с которой так искренне и легко можно посмеяться, в какой-то – старший наставник, которого я со всей внимательностью слушаю. Но вне зависимости от обстоятельств она всегда остается для меня Сестрой. Моей ЛЮБИМОЙ Сестрой.

Сейчас мне уже 17, и осенью будет 4 года, как мы с Юлей знакомы. Совсем скоро я закончу школу, но я твердо знаю, что, как бы там ни было, наши пути не разойдутся. Юля – человек, который стал мне родным. Человек, которого я с радостью и величайшей благодарностью называю Сестрой!»

 

  1. 8.     Литература и фильмы, в которых так или иначе затронута тема наставничества либо отражаются психологические проблемы подростков. В них можно узнать ситуации, близкие тем, что происходят с тобой, принять их, понять, что так бывает, и не только с тобой, но и с другими, и найти правильный выход для решения возникших проблем.

 

Фильмы:

  1. «Большой» (2017).
  2. «Кафе де Флор» (2011).
  3. «Антон тут рядом» (2012).
  4. «Я не вернусь» (2014).
  5. «Я тоже» (2009).
  6. «Великан» (1998).
  7. «Саймон Бирч» (1998).
  8. «Я – Сэм» (2001).
  9. «Лекарство» (1995).
  10. «Перед классом» (2008).
  11. «Невидимые дети» (2005).
  12. «Холодная вода» (1994).
  13. «Прибавьте громкость» (1990).
  14. «Стена» (1982).
  15. «Если» (1968).
  16. «Новая война пуговиц» (2011).
  17. «Седьмая печать» (1957).
  18. «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964).
  19. «Матильда» (1996).
  20. «Каратэ-пацан» (2010).
  21. «Общество мертвых поэтов» (1989).
  22. «Исключенный» (2014).
  23. «Домашняя работа» (2011).
  24. «Заплати другому» (2000)
  25. «Снежная королева-3: Огонь и лед» (2016).
  26. «Географ глобус пропил» (2013).

 

Книги

Отечественная литература:

  1. Абгарян Н. «Манюня».
  2. Акунин Б. «Азазель».
  3. Алексин А. «Мой брат играет на кларнете», «Старший брат».
  4. Аромштам М. «Другая дорога».
  5. Бакулина Э. и Яблоков А. «Волшебный браслет».
  6. Бруштейн А. «Дорога уходит вдаль».
  7. Будогоская Л. «Повесть о рыжей девочке».
  8. Булычев К. «Можно попросить Нину».
  9. Веркин Э. «Кусатель ворон».
  10. Волков А. «Огненный Бог Марранов».
  11. Волков С. «Маруся. Таежный квест».
  12. Волошина П. «Маруся».
  13. Востоков С. «Фрося Коровина».
  14. Гайдар А. «Тимур и его команда».
  15. Гезалов А. «Соленое детство».
  16. Горький М. «Детство».
  17. Грин А. «Алые паруса», «Зеленая лампа».
  18. Громова О. «Сахарный ребенок».
  19. Гроссман В. «Жизнь и судьба».
  20. Гроссман Д. «С кем бы побегать».
  21. Дашевская Н. «Я не тормоз».
  22. Долина Н. «Мы с Сережкой близнецы».
  23. Домбровский Ю. «Факультет ненужных вещей».
  24. Ельчин Е. «Сталинский нос».
  25. Жвалевский А. и Пастернак Е. «Пока я на краю», «Смерть мертвым душам», «Я хочу в школу».
  26. Железников В. «Чучело».
  27. Ильина Е. «Четвертая высота».
  28. Каверин В. «Два капитана».
  29. Кассиль Л. «Дорогие мои мальчики», «Кондуит и Швамбрания».
  30. Катаев В. «Сын полка».
  31. Колпакова О. и Лаврова С. «Верните новенький скелет».
  32. Крапивин В. «Выстрел с монитора», «Колыбельная для брата», «Мальчик со шпагой», «Оруженосец Кашка», «Сказки Севки Глущенко».
  33. Кузнецова Ю. «Где папа?», «Охотники на похитителей».
  34. Лебедева В. «Девайсы и гаджеты».
  35. Ледерман В. «Всего 11! Или шуры-муры в пятом “Д”».
  36. Лихнов А. «Мой генерал».
  37. Лиханов А. «Сломанная кукла».
  38. Лукьяненко С. «Рыцари Сорока Островов».
  39. Макаренко А.С. «Педагогическая поэма».
  40. Мартиросова М. «Фотографии на память».
  41. Михеева Т. «Дети дельфинов».
  42. Могилевская С. «Марка страны Гонделупы».
  43. Можейко И. (Булычев К.) «1185 год».
  44. Молчанова И. «Когда улыбаются звезды».
  45. Мразкова Д. «Не плачь, мухоморчик!».
  46. Мурашова Е. «Класс коррекции», «Одно чудо на всю жизнь».
  47. Надеждина Н. «Партизанка Лара».
  48. Нестерина Е. «Сыщик, ищи вора».
  49. Никольская А. «Апокалипсис Антона Перчика».
  50. Осеева В. «Динка», «Почему».
  51. Осипов Ю. «Большой день Павки Полумесяцева».
  52. Пантелеев Л. «Большая стирка».
  53. Петросян М. «Дом, в котором...».
  54. Потоцкая М. «Когда мама была маленькой».
  55. Сабитова Д. «Где нет зимы», «Три твоих имени».
  56. Санаев П. «Похороните меня за плинтусом».
  57. Ситников Ю. «Алиби для 10Б».
  58. Сотниковы В. и Т. «Два с половиной сыщика».
  59. Стругацкие А. и Б. «Пикник на обочине», «Понедельник начинается в субботу».
  60. Усачев А. и Бартенев М. «Барабашка, или Обещано большое вознаграждение».
  61. Шварц Е. «Два брата».
  62. Щерба Н. «Часодеи».
  63. Щербакова Г. «Роман и Юлька».
  64. Яковлева Ю. «Дети ворона», «Краденый город».

 

Зарубежная литература:

  1. Алмонд Д. «Меня зовут Мина».
  2. Ананян В. «Пленники Барсова ущелья».
  3. Андерсен С. «Моя жизнь в комиксах».
  4. Арменьо Ф. «Носорог Витгенштейна».
  5. Арру-Виньо Ж. «Приключения семейки из Шербура».
  6. Атран С. «Разговаривая с врагом».
  7. Ахерн С. «Клеймо».
  8. Баккаларио П. «Секретные дневники Улисса Мура».
  9. Барсело Э. «Хранилище ужасных слов».
  10. Бах Р. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
  11. Бекман Т. «Крестовый поход в джинсах».
  12. Бердселл Д. «Пендервики» и «Пендервики на улице Гардем».
  13. Берджес Э. «Заводной апельсин».
  14. Бойн Д. «Мальчик в полосатой пижаме».
  15. Брэдбери Р. «Все лето в один день».
  16. Брэдли А. «Сладость на корочке пирога».
  17. Брюллер Ж. «Молчание моря».
  18. Брюссоло С. «День синей собаки».
  19. Буйе Р. «Все из-за мистера Террапта».
  20. Вайнер Э. «Близняшки Темплтон. Есть идея».
  21. Вебб Х. «Про девочку-детектива Мейзи Хитчинс».
  22. Витчер М. «Нина. Девочка шестой луны».
  23. Вуйчич Н. «Жизнь без границ: Путь к потрясающе счастливой жизни».
  24. Гавальда А. «35 кило надежды».
  25. Гейман Н. «История с кладбищем».
  26. Голдинг У. «Повелитель мух».
  27. Гордер Ю. «Мир Софии».
  28. Грабенстейн К. «Побег из библиотеки мистера Лимончелло».
  29. Гранже Ж. «Пассажир».
  30. Греве И. «Мето».
  31. Грин Д. «Виноваты звезды».
  32. Грнивуд Д. «Маленький оборвыш».
  33. Гриппе М. «Навозный жук летает в сумерках».
  34. Гроссман Д. «С кем бы побегать».
  35. Гроув С. «Стеклянная карта».
  36. Гудоните К. «Дневник плохой девчонки».
  37. Даль Р. «Матильда».
  38. Джексон Ш. «Лотерея».
  39. Джилберт Э. «Не входи в эту дверь».
  40. Доннели Д. «Революция».
  41. Дрейлер Ш. «Привет, давай поговорим».
  42. Жибра Ж. «Отсрочка».
  43. Зея А. «Леопард за стеклом».
  44. Зоннтаг Р. (Шойбле М.) «Сканеры».
  45. Зузак М. «Книжный вор».
  46. Исигуро К. «Остаток дня».
  47. Камилло К.«Спасибо, Уинн-Дикси».
  48. Кард О. «Игра Эндера».
  49. Карсон Г. «Две принцессы Бамарры».
  50. Келли Ж. «Эволюция Кэлпурнии Тейт».
  51. Кенилли Т. «Список Шиндлера».
  52. Керстини Г. «Зильбер».
  53. Кестнер Э. «Мальчик из спичечной коробки».
  54. Киери К. «Никто не спит».
  55. Конигсбург Э. «Из архива миссис Базиль Э. Франквайлер, самого запутанного в мире».
  56. Коннолли Д. «Книга потерянных вещей».
  57. Кормье Р. «Шоколадная война».
  58. Коуэлл К. «Как приручить дракона».
  59. Крамер С. «50 дней до моего самоубийства».
  60. Крюс Д. «Мой прадедушка, герои и я».
  61. Лафевер Р. «Теодосия и Сердце Египта».
  62. Леви М. «Где ты?».
  63. Лейбурн Э. «Монумент 14».
  64. Лем С. «Возращение со звезд».
  65. Ленди Д. «Опасные приключения сыщика и мага Скелетжера Ловкача».
  66. Ли Х. «Убить пересмешника».
  67. Линдгрен А. «Приключения Калле Блюмквиста».
  68. Лобе М. «Бабушка на яблоне».
  69. Лондон Д. «Любовь к жизни».
  70. Лорд С. «Правила. Не снимай штаны в аквариуме».
  71. Лоури Л. «Дающий».
  72. Мазини Б. «Дети в лесу».
  73. Макдонелл «Двенадцать».
  74. Макьюэн И. «Цементный сад».
  75. Мариас Ф. «Где кончается небо».
  76. Мартел Я. «Жизнь Пи».
  77. Мартин Д. «Путешествие Таффа».
  78. Мебс Г. «Воскресный ребенок».
  79. Моэс В. «Город мечтающих книг».
  80. Муйарт Б. «Братья».
  81. Мурлев Ж. «Зимняя битва».
  82. Мюрай М.-О. «Oh! boy!».
  83. Найт Р. «Все совпадения случайны».
  84. Нанетти А. «Мой дедушка был вишней».
  85. Несбе Ю. «Доктор Проктор и все-все-все».
  86. Нестлингер К. «Лети, майский жук!».
  87. Николс Д. «Один день».
  88. Нильсон М. «Цацики идет в школу».
  89. О’Делл С. «Остров Голубых Дельфинов».
  90. Ожоговская Г. «Не голова, а компьютер».
  91. Оливер Л. «Прежде чем я упаду».
  92. Олкотт Л. «Маленькие женщины».
  93. Орлев У. «Беги, мальчик, беги».
  94. Паланик Ч. «Бойцовский клуб».
  95. Паласио Р. «Чудо».
  96. Парр М. «Вафельное сердце», «Тоня Глиммердал».
  97. Патрик Н. «Голос монстра».
  98. Паттерсон Д. «Средняя школа: худшие годы моей жизни».
  99. Паузеванг Г. «Облако».
  100. Пеннак Д. «Собака-пес».
  101. Питцорно Б. «Послушай мое сердце».
  102. Портер Э. «Поллианна».
  103. Пратчетт Т. «Плоский мир».
  104. Пройслер О. «Крабат, или Легенды старой мельницы».
  105. Пруст М. «В поисках утраченного времени».
  106. Пулман Ф. «Золотой компас».
  107. Райс К. «Розы миссис Черингтон».
  108. Риггз Р. «Дом странных детей».
  109. Рид М. «Морской волчонок».
  110. Робинсон Д. «Когда здесь была Марни».
  111. Ру М. «Приют».
  112. Рудник Э. «Золушка. История одной мечты».
  113. Сандерсон Б. «Стальное сердце».
  114. Сафон К. «Тень ветра».
  115. Сашар Л. «Ямы».
  116. Свинген А. «Баллада о сломанном носе».
  117. Селлу А. «Ты изменил мою жизнь».
  118. Сеттерфилд Д. «Тринадцатая сказка».
  119. Смит Р. «Пик».
  120. Сноу А. «Семейка монстров».
  121. Спири Й. «Хайди, или Волшебная долина».
  122. Старк У. «Пусть танцуют белые медведи», «Чудаки и зануды».
  123. Стед Р. «Когда мы встретимся».
  124. Сэлинджер Д. «Над пропастью во ржи».
  125. Таск С. «Тайна рыжего кота».
  126. Толкин Д. «Властелин колец».
  127. Тор А. «Остров в море», «Пруд белых лилий», «Глубина моря».
  128. Тривизас Е. «Последний черный кот».
  129. Уайт Э. «Паутина Шарлотты».
  130. Уайлдер Л. «Маленький ломик в Больших Лесах».
  131. Уинман С. «Когда бог был кроликом».
  132. Уокер К. «Век чудес».
  133. Уолтер М. «Голуби улетели».
  134. Уоррен Р. «Вся королевская рать».
  135. Уэльямс Д. «Сэр Вонючка».
  136. Файзи Р. «Его величество Человек».
  137. Финн С. «Здравствуйте, мистер Бог, я Анна».
  138. Флэгг Ф. «Жареные зеленые помидоры в кафе “Полустанок”».
  139. Фоер Д. «Жутко громко и запредельно близко».
  140. Фомбель Т. «Ванго. Между небом и землей».
  141. Форман Г. «Если я останусь».
  142. Франк А. «Дневник Анны Франк».
  143. Функе К. «Чернильное сердце».
  144. Харрис Д. «Шоколад».
  145. Хейг М. «Быть котом».
  146. Хокинг С. «Книги о Джордже».
  147. Хорнби Н. «Мой мальчик».
  148. Хэддон М. «Загадочное ночное убийство собаки».
  149. Чбовски С. «Хорошо быть тихоней».
  150. Шеффер Б. «Пес по имени Money».
  151. Шмидт Г. «Беда».
  152. Шмидт Г. «Битвы по средам».
  153. Шмитт Э. «Оскар и розовая дама».
  154. Шойбле М. «Джихад: террористами не рождаются».
  155. Штрассер Т. «Волна».
  156. Шэрон Д. «Привет, давай поговорим».
  157. Энде М. «Бесконечная история».
  158. Янссон Т. «Волшебная зима».